Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Одной из эффективных технологий обучения пониманию знаний детей является Технология STEM-образования. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.

Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что STEM-технология может успешно использоваться в рамках образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль - самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.

Что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее:

S - science (естественные науки);

T - technology (технологии);

E - engineering (инженерное искусство);

M - mathematics (технология, инженерное искусство, математика).

STEM-технологию используем в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.
           Целью использования STEM-технологии в дошкольном образовательном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые STEM - образованием следующие:

  • Учиться должно быть интересно;
  • Знания должны быть применимы на практике;
  • Обучение должно быть занимательным по форме;
  • Обучение должно приносить реальные плоды.
               Программа «STEM - образование детей дошкольного возраста» включает в себя ряд модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей:

Первый образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой». Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.
           Второй образовательный модуль «LEGO-конструирование».
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.
           Третий образовательный модуль «Математическое развитие»
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.  

Четвертый образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля». Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста.   

Пятый образовательный модуль «Мультистудия «Я творю мир».
Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия «Я творю мир». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма
             И шестой образовательный модуль «Робототехника». Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи, решаемые ребёнком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического перемещения модели до программирования систем управления.

В нашем дошкольном образовательном учреждении созданы педагогические условия для работы с детьми. Работа строится в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программой дошкольного образования, разработанной с учетом ФГОС ДО и в сочетании с комплексом методической литературы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» под редакцией В.А. Марковой и др.

Таким образом, STEM-технология развивает любознательность, помогает выработать инженерные навыки, позволяет приобрести качества, необходимые для работы в команде, содействует умению анализировать результаты проделанных мероприятий, способствует наилучшей познавательной активности дошкольников.

  «STEM-образование детей дошкольного и младшего школь­ного возраста». Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Авторы: Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.