Что такое профстандарт педагога?
Структура профстандарта для педагогов
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность педагога за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
-
Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
-
Средства реализации стратегии развития образовательной среды.Инструмента роста качества российского образования.
-
Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
-
Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
-
Общепользовательская.
-
Общепедагогическая.
-
Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
-
Работа с одаренными учащимися.
-
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
-
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
-
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
-
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Цель применения
-
Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
-
Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
-
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
-
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
-
Общие сведения.
-
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
-
Характеристика обобщенных трудовых функций.
-
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
-
обучение;
-
воспитательную работу;
-
развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
-
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
-
профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
-
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
-
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
-
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Портрет воспитателя согласно профстандарту -
Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя 2018, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать:
-
действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними;
-
основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки;
-
базу психодидактики;
-
принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности;
-
апробированные педагогические технологии, методики и приемы. Воспитателем может быть тот специалист, который уважает и любит детей, кто готов нести ответственность за воспитанников, ладить с коллегами и родителями, проявлять заботу о развитии и успешности малышей. Именно поэтому профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя 2018 года позволяет принимать на работу соискателей, которые имеют пятый или шестой уровень квалификации и среднее или высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки»; либо же среднее или высшее профобразование в любой области, однако впоследствии прошли программу дополнительного обучения в сфере педагогики и образования и могут работать с дошкольниками. Такие высокие требования к квалификации обусловлены тем, что воспитатель находится в постоянном контакте с детьми, а потому должен обеспечивать их безопасность и комфорт, способствовать гармоничному развитию и приобретению необходимых возрасту навыков и знаний. По этой причине работодатели проверяют у соискателей не только наличие образования и квалификации, но и на наличие:
-
судимости за любые преступления, указанные в ст. 331 ТК РФ;
-
заболеваний, которые являются потенциально опасными для контактирующих с ним людей;
-
запретов на осуществление педагогической деятельности, вынесенных на основании судебного приговора. Если работник имеет недостаточную квалификацию или уровень его знаний не соответствует требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования, работодатель не вправе использовать эти факты в качестве основания для отстранения или увольнения сотрудника. К счастью, российское законодательство предоставляет право повысить уровень квалификации тем педагогам, чье образование не соответствует профстандарту (но не чаще, чем раз в три года).
Профстандарт педагогов ДОУ: функции воспитателя и требования к нему
- Стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» регулирует функции, которые выполняет специалист в ходе реализации профессиональной деятельности. Таким образом, согласно профессиональному стандарту педагога-воспитателя, он:
- выполняет свою профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
- принимает участие в разработке образовательной программы, программы развития ДОУ, создания в нем комфортной и безопасной среды, работает над их реализацией;
- занимается планированием и проведением учебных занятий с последующим анализом эффективности выбранных подходов;
- организует и анализирует академические успехи воспитанников за отчетный период и по окончанию дошкольного обучения;
- способствует формированию у детей навыка учиться, мотивирует их к этому, дает адекватную оценку знаниям согласно выбранным методам контроля.
Нормативные документы
Актуальные направления и методы обучения в профессиональном стандарте педагога
Локально нормативные акты дошкольного учреждения